• Киев,
    Вознесенский спуск, 23а
  • Пн-Пт: 9:00-18:00

  • Сб и Вс-Вых

Особенности обжалования решений заказчика в закупках

Возможность обжалования решений, принятых заказчиком государственной закупки, это важный составляющий этап системы проведения тендера. Во-первых, таким образом снижается риск коррупционных действий, дискриминации участников (потенциальных исполнителей) торгов. Во-вторых, он способствует повышению качества закупок, укреплению непосредственной всей системы.

Жалобы участники подают на незаконные решения заказчика после аукциона (признание победителем тендера конкурента, отклонение участника) или дискриминацию в условиях при объявлении тендера. При этом могут преследоваться такие цели как, победа в тендере, несмотря на незаконное решение заказчика или отмена незаконных требований, предъявляемых в тендерной документации.

Государственным Законом «О публичных закупках» предусмотрен определенный порядок процесса обжалования решений Заказчика в закупках. Жалобы должны подаваться на рассмотрение уполномоченному органу, коим является Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). В 18 статье закона определен порядок подачи и проведения процедуры обжалования:
• Подача заявления на обжалование платная. Сумма составляет от 0,3% до 0,6% от суммы закупки.
• Когда предложения еще не раскрыты, обжаловать условия составления и подачи пакета документов имеют право все пользователи, но жалобы, касающиеся непосредственно принятых Заказчиком решений, его неправомерных действий, бездействия принимаются исключительно от участников данных торгов.
• Жалоба может быть подана исключительно через ту веб-площадку, на которой участник оставлял свое предложение.
• Осуществляется подача жалоб исключительно в электронном виде.

Если соблюдены все сроки, требования по оформлению данного документа, жалобу к рассмотрению коллегия обязана принять.

Содержание жалобы

Такой документ как жалоба на принятое Заказчиком тендера решение должен соответствовать установленным Законом Украины требованиям. По своему содержанию он должен состоять из следующих пунктов:
• Необходимо описать факты, которые послужили мотивом для обжалования решения. Так же сюда следует прилагать документы (обязательно в электронном формате), подтверждающие эти факты (для этого делаются копии отдельных частей документов, служащие доказательством приведенных фактов).
• В жалобе необходимо аргументировать позиции субъекта обжалования. То есть, необходимо указать ссылки на нарушаемые Заказчиком статьи Закона, детально разъяснить, каким образом осуществляется нарушение прав участников, интересов закона.
• В жалобе также следует аргументированно описать ожидаемое от Коллегии решение.

Если жалоба принята на рассмотрение, торги приостанавливаются. Их восстановление будет только после принятия решения комитетом. Происходит это автоматически, путем блокирования системой возможностей опубликования сообщений, результатов торгов, составления договора про закупку. Более того, Заказчик при этом не может отменить тендер или признать его несостоявшимся. Процедура закупки восстанавливается сразу после вынесения коллегией решения по жалобе и публикации ее в системе Prozorro.

Для Заказчика

Антимонопольный комитет принимает решение после рассмотрения жалобы, тщательного исследования материалов, касательно дела. От него напрямую будут зависеть дальнейшие действия Заказчика. При полном или частичном удовлетворении жалобы ему необходимо будет устранить нарушения.

Решение АМКУ, каким бы оно ни было, вступает в силу сразу после принятия. Оно обязательно к исполнению всеми, причастными лицами – Заказчиком, исполнителем (подавшем жалобу). Но в течение тридцати суток после опубликования этого решения в системе Prozorro Заказчик имеет право обжаловать его в суде.

Кроме всего вышеописанного Закон Украины «О публичных закупках» предусматривает возможность для субъекта обжалования, равно как и других сторон право участвовать в рассмотрении поданной жалобы, используя при этом средства видео- и звукозаписи.

Заказать звонок